В ИТМО более 300 руководителей образовательных программ и преподавателей из 22 вузов повысили квалификацию в сфере ИИ

Инициатива направлена на повышение квалификации преподавателей для ускоренной подготовки высококвалифицированных кадров в области ИИ. По результатам обучения в 22 вузах доработали образовательные программы по ИИ, фокусируясь на компетенциях, которые будут востребованы через 4–5 лет.
В ИТМО более 300 руководителей образовательных программ и преподавателей из 22 вузов повысили квалификацию в сфере ИИ
Фото: ITMO NEWS

Программа ДПО «Руководство образовательной программой по ИИ топ-уровня: компетентностно-ролевой подход» разработана ИТМО в рамках реализации проекта Минцифры России «Топ ИИ» в составе национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» при поддержке Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

Основная цель ДПО — обучить руководителей и преподавателей, которые будут готовить топ-специалистов в сфере ИИ. Обучать студентов по новым образовательным программам они будут уже с этого учебного года.

Ключевая особенность программы ДПО —  ИТМО универсальная компетентностно-ролевая модель. Из этой системы можно построить 12 специализированных моделей, адаптированных под разные отрасли. Модели включают в себя набор компетенций, знаний и навыков в сфере ИИ, которые помогут готовить ИИ-специалистов под разные задачи и оценивать их работу. Например, одна образовательная программа может включать в себя две роли — инженера ИИ и аналитика данных. Поступая на такую программу, студент не выбирает одну специализацию, а обучается пересекающимся компетенциям из двух ролей, чтобы работать в мультидисциплинарных командах и выполнять разные задачи: сегодня писать код, завтра — управлять остальными разработчиками.

«Универсальная компетентностно-ролевая модель ИТМО отходит от традиционного подхода, в котором существует направление подготовки и образовательные стандарты. Мы говорим о компетенциях, необходимых для подготовки топ-специалистов в области искусственного интеллекта и информационных технологий с точки зрения рынка. В области ИИ каждую неделю появляются новые платформы и решения, поэтому нам нужно разрабатывать подходы и образовательные программы, которые подстроятся под запросы рынка и будут точно востребованы через 4–5 лет. Это накладывает колоссальную ответственность на руководителей образовательных программ, поэтому нам не обойтись без поддержки бизнеса и академического коммьюнити», — отметил ректор ИТМО Владимир Васильев

В программе участвовали более 300 представителей 22 российских вузов из 13 городов России,  по конкурсу Минцифры для подготовки высококвалифицированных специалистов в области ИИ. Среди них — Московский физико-технический институт, Университет Иннополис, Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский технический университет связи и информатики, Южный федеральный университет, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Севастопольский государственный университет, Вятский государственный университет, Поволжский государственный технологический университет, Кубанский государственный университет и другие вузы.

«Для подготовки топ-специалистов в сфере ИИ вузам недостаточно применять стандарты компетентностно-ролевой модели ИТМО в своих образовательных программах. Такие программы получаются очень объемными, и чтобы уложить их в четыре года бакалавриата, требуется специальная вычислительная инфраструктура и внедрение новых образовательных технологий. Ключевой фактор успеха в подготовке топовых ИИ-специалистов — обучение самих наставников. Руководители выстраивают стратегию и ресурсы, преподаватели – непосредственно передают знания. Такой двухуровневый подход позволяет масштабировать подготовку и охватить тысячи студентов по всей стране», — рассказал директор мегафакультета трансляционных информационных технологий Университета ИТМО, руководитель Института искусственного интеллекта Александр Бухановский.

Руководителям образовательных программ и преподавателям вузов рассказали о создании образовательных программ и авторских курсов под задачи индустриального партнера, особенностях преподавания современного ИИ и больших языковых моделей, привлечении финансирования от бизнеса и государства, организации работы корпоративных и учебно-научных лабораторий, поддержке студентов в хакатонах, стартапах, а также подготовке топовых публикаций и решений на основе открытого кода.

«Для студентов практика открытого кода — возможность повысить свои навыки, с первого курса вовлечься в конференции уровня А* и получить реальный опыт в проектах, которые можно засчитать как портфолио при трудоустройстве. Развитие проектов с открытым кодом помогает университету готовить профессионалов, делать науку воспроизводимой — все статьи можно проверить на себе, а также вкладываться в технологический суверенитет страны. Например, ИТМО  более 30 фреймворков и библиотек в области ИИ, которыми пользуются не только российские, но и мировые компании, среди которых NVIDIA, Uber, Google, JetBrains и другие», — подчеркнул руководитель группы научно-технического развития исследовательского центра «Сильный искусственный интеллект в промышленности» ИТМО Николай Никитин.

Полученные знания участники смогут применить для разработки актуальных образовательных программ, на которых будут обучаться топ-специалисты в области ИИ. По завершении ДПО участники представили образовательные программы, учебный план и перечень компетенций согласно компетентностно-ролевой модели, которые планируют внедрить в своих университетах.

«Основная польза от таких масштабных образовательных мероприятий — возможность обмена опытом с коллегами из разных вузов, а также с экспертами из крупных компаний-разработчиков в области ИИ и проектных подразделений ИТМО, которые провели лекции и мастер-классы. Прежде всего получилось "сверить часы" с участниками фронтирных исследований в области ИИ. Кроме того, оказалось полезным обсудить современное состояние в области ИИ в сжатом по времени формате очной сессии. Несколько обзорных презентаций безусловно будут полезны как студентам программ топ-ИИ, так и преподавателям Центра цифровых научно-образовательных проектов и разработок (Ц2RED) ВолгГТУ», — рассказала участница программы ДПО, руководитель образовательной программы «ИИ в разработке игровых и XR-приложений» ВолгГТУ профессор Алла Кравец

Обучение на программе ДПО длилось месяц и проходило сначала в онлайн-, а затем очном формате. Лекции проводили эксперты ИТМО и крупнейших российских компаний в области ИИ и ИТ — Сбера, Газпром нефти, Yandex Cloud, «РУСАЛ», «Облачных технологий» и «ЦРТ-инновации».

Источник: ITMO NEWS

Читайте также

  • 11.09.2025

    В ИТМО разработали недорогую универсальную модель, которая помогает отслеживать опасные действия на производстве

    Алгоритм уже используется на одном из крупных промышленных производств Пермского края и позволил снизить количество физических проверок в три раза.

  • 06.08.2025

    ИТМО — в топ-3 вузов по подготовке специалистов в области ИИ

    Альянс в сфере искусственного интеллекта опубликовал ежегодный рейтинг российских университетов, оценивающий качество подготовки специалистов в области ИИ. В 2025 году ИТМО снова подтвердил лидерские позиции и вошел в тройку лучших вместе с НИУ ВШЭ и МФТИ. Всего в исследовании приняли участие 203 вуза, распределенных по 13 категориям от группы А++ до группы Е+.

  • 27.06.2025

    ИТМО разработает новую российскую систему подготовки специалистов по ИИ

    Центр «Сильный ИИ в промышленности» ИТМО выиграл конкурс Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации и займется разработкой компетентностно-ролевых моделей и образовательных программ в области искусственного интеллекта.