Логотип ИТМО
  • Об институте
  • Open-source решения
  • Разработки
  • Образование
  • Руководство
  • Пресс-центр
  • Контакты
  • Об институте
  • Пресс-центр
  • Новости
  • Маршрут перестроен: в ИТМО разработали ИИ-сервис д...
Новости

Маршрут перестроен: в ИТМО разработали ИИ-сервис для оптимизации маршрутов общественного транспорта

октябрь 30, 2025

С помощью ИИ-инструмента ConnectPT от разработчиков из Института искусственного интеллекта ИТМО можно быстро и без дополнительных затрат проанализировать уже существующие маршруты городского пассажирского транспорта и получить рекомендации, как их улучшить.
Маршрут перестроен: в ИТМО разработали ИИ-сервис для оптимизации маршрутов общественного транспорта
Генерация маршрутов общественного транспорта на примере Кемерово. Слева: пространственное распределение исходящего транспортного спроса. Посередине: пространственное распределение входящего транспортного спроса. Справа: сгенерированные автобусные маршруты с учетом спроса и связанности. Изображение предоставлено авторами разработки
С помощью ИИ-инструмента ConnectPT от разработчиков из Института искусственного интеллекта ИТМО можно быстро и без дополнительных затрат проанализировать уже существующие маршруты городского пассажирского транспорта и получить рекомендации, как их улучшить.  Сервис позволит градостроителям и транспортным инженерам снизить время работы и риск возможных ошибок при работе над транспортной системой. В отличие от аналогов, созданная в ИТМО открытая библиотека способна работать на минимальном количестве данных о городской застройке и транспортной системе и более гибко подстраивается под требования заказчиков.
 
Города постоянно растут: появляются новые жилые кварталы и точки притяжения. Это меняет и спрос населения на общественный транспорт ― жителям нужны новые маршруты, при этом каждый должен не только удовлетворять потребности пассажиров, но и учитывать уже существующую инфраструктуру и ресурсы.
 
Чтобы транспортная система города оставалась актуальной, ее нужно постоянно пересматривать. Сейчас инженеры и градостроители используют для этого транспортные модели — специальные программы, которые помогают описать и спрогнозировать транспортные и пассажирские потоки с помощью математических формул и алгоритмов. К таким транспортным моделям относится, например, зарубежная разработка PTV Visum и ее отечественный аналог AnyLogic. Большие транспортные модели учитывают множество параметров — от плотности населения и особенностей его поведения в отдельных микрорайонах до загруженности дорог и расписания общественного транспорта. Например, можно смоделировать, как жители того или иного нового района будут перемещаться в разное время суток и как новые маршруты общественного транспорта изменят паттерны поведения горожан.
 
Но чтобы строить такие модели, нужно провести предварительные исследования и собрать большое количество информации — например, проанализировать данные мобильных операторов и статистику использования проездных документов. Стоимость такой работы может доходить до несколько десятков миллионов рублей и  несколько лет.
 
Разработчики Института искусственного интеллекта ИТМО создали инструмент, который позволяет градостроителям и транспортным инженерам за пару часов оценить уже существующие маршруты городского пассажирского транспорта (автобусов, трамваев и троллейбусов) с учетом затрат пассажиров, перевозчика и транспортного спроса. По итогам анализа система выдает рекомендации по улучшению маршрутов. При этом разработка нетребовательна к исходным данным и позволяет строить прогнозы маршрутов на основе информации о застройке и топологии улично-дорожной сети. Такой подход позволит специалистам сократить время и финансирование, необходимое для сбора данных и работы над транспортной системой, а также убережет город от непродуманных проектов.
 
Сервис получил название ConnectPT. Это открытое ПО, в основе которого лежит эволюционный алгоритм, использующий графовые нейросети в качестве оператора мутаций. Именно оператор используется для внесения случайных изменений в популяцию решений, чтобы эволюционный алгоритм выбрал оптимальные варианты маршрутов. Отличительной особенностью инструмента стали графовые нейросети, которые адаптировали для улучшения транспортной связанности, взвешенной по спросу. Обычно в генерации оптимальной сети используются две противоборствующие метрики, которые отражают затраты перевозчиков и пассажиров. Введение метрики транспортной связанности помогает повысить некоторые показатели, например  доступность городских территорий и процент поездок без пересадок. Маршруты генерируются по графу, где остановки — это вершины, а пути между ними — ребра. По графу из кварталов анализируется спрос по показателям разнообразия, плотности городских сервисов и населения. Потом этот спрос распределяется по остановкам в радиусе пешеходной доступности, и строится матрица корреспонденций между остановками.
 
«Преимущество ConnectPT в том, что это достаточно легкий и недорогой инструмент, который формирует и аргументирует свои рекомендации по улучшению маршрутов общественного транспорта на том минимуме данных, которым владеют градостроители и транспортные инженеры. В частности мы используем данные из открытых источников вроде OpenStreetMap о жилой и нежилой застройке, ее вместимости и ожидаемой численности населения, расположении бизнес-центров, производств, мест досуга, дорогах и остановках. ConnectPT генерирует наборы маршрутов для разных видов транспорта с учетом транспортного спроса и связанности и оптимизирует их в сбалансированные варианты», — рассказал руководитель разработки, директор Института дизайна и урбанистики ИТМО Сергей Митягин.
 
Также с помощью ConnectPT можно настроить приоритет по генерации маршрутов для разных категорий и задач. Например, для жителей сократить количество пересадок и время в пути, для перевозчиков — убрать невостребованные маршруты, для города в целом — связать существующие маршруты и сократить количество анклавов без общественного транспорта. Инструмент способен анализировать данные о любом населенном пункте или регионе, поэтому в перспективе использовать его смогут градостроители, транспортные инженеры и органы власти любого города.
 
Сейчас ConnectPT представляет собой открытую библиотеку программ. В дальнейшем команда ученых планирует создать веб-интерфейс для инструмента и внедрить его в  — эту разработку ученые ИТМО представили ранее в 2025 году. «Просто.Р» помогает региональным органам власти, инвесторам и девелоперам быстро и недорого оценивать проект развития конкретной локации, города и региона, чтобы понимать привлекательность конкретной территории и снизить риски перед принятием градостроительных решений. ИИ-платформа оценивает множество параметров: социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру, экологическую обстановку, потенциал использования территории под разные функции, моделирует градостроительный план и предсказывает транспортную загруженность, обеспеченность объектами социальной инфраструктуры и качество жизни населения. Объединение двух разработок позволит градостроителям проводить комплексный анализ территорий и получать рекомендации по их развитию.
 
 
 
 

Источник: ITMO NEWS

Читайте также

  • 25.11.2025

    Ученые ИТМО и Сбера представили новую мультиагентную ИИ-систему для быстрого создания новых лекарств

    Исследователи из ИТМО при поддержке ученых Центра практического искусственного интеллекта Сбера разработали мультиагентную систему для поиска новых лекарственных молекул.

  • 17.09.2025

    Совместное исследование Yandex B2B Tech и Университета ИТМО: 75% разработчиков уже используют ИИ-ассистенты при работе с кодом

    Yandex B2B Tech и Университет ИТМО провели исследование инструментов разработки среди более чем 600 разработчиков, преподавателей и студентов IT-направлений.

  • 11.09.2025

    В ИТМО разработали недорогую универсальную модель, которая помогает отслеживать опасные действия на производстве

    Алгоритм уже используется на одном из крупных промышленных производств Пермского края и позволил снизить количество физических проверок в три раза.

Логотип ИТМО

Все материалы, размещённые на данном сайте, являются объектами авторского права. Запрещается их копирование, распространение или любое иное использование без указания первоисточника.